КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЯ.

Введение.

Назначением системы самодиагностики автомобиля, иногда называемой бортовой диагностикой, является снижение вредных выбросов из выхлопной системы автомобиля. Самодиагностика является основой управления двигателем, обеспечивающей оптимальные условия его работы и ездовые характеристики автомобиля.

Управление двигателем автомобиля.

Наличие общего представления о работе систем управления двигателем (СУД) и о химических реакциях, происходящих при сгорании топлива, делает понятным, почему система диагностики стала очень важной частью современного автомобиля и его работы.

Химические реакции в камере сгорания автомобиля.

Топливо для дизелей и двигателей с воспламенением от искры состоит из смеси углеводородов, которые в камере сгорания реагируют с воздухом. С азотом и остальными газами, содержащимися в воздухе, так же происходят химические реакции. При полном сгорании топлива ни каких токсических веществ не образуется. В реальных условиях помимо нетоксичных веществ – азота, водяного пара и углекислого газа образуется целый ряд токсичных продуктов неполного сгорания, к числу которых относится окись углерода, не сгоревшие углеводороды, окислы азота, двуокись серы, свинец и сажа.

В 60-е годы Калифорнийский Совет по изучению воздушных ресурсов выдвинул идею и доказал осуществимость снижения токсичности выхлопных газов путем совершенствования процессов в транспортных двигателях.

Функции самодиагностики, управления и мониторинга автомобиля.

Первая система управления двигателем, известная как Bosch Motronic, была разработана и установлена на автомобиль BMV 732i. Идея системы самодиагностики автомобиля состоит в том, что установленный в автомобиле блок электронного управления – ЭБУ или мозги автомобиля, постоянно следит за режимом работы двигателя и подстраивает его параметры так, чтобы в любой момент двигатель работает наилучшим образом.

В дальнейшем в электронном блоке управления автомобиля были введены функции самодиагностики, которые дали возможность водителю и автомеханику следить за состоянием двигателя и определять возникшие неисправности, которые трудно идентифицировать иным образом. Это было достигнуто за счет оснащения электронного блока управления автомобиля микропроцессором с памятью и базой данных. Теперь информация о неисправностях работы автомобиля может быть сохранена в памяти компьютера и извлечена из нее по мере необходимости. Система самодиагностики работы автомобиля извещает водителя о возникновении неисправности с помощью лампочки Check Engine.

Интенсивное развитие систем управления двигателем в течении всего времени создания, привело к тому что ЭБУ которыми оснащаются современные автомобили, лишь отдалено напоминают ранние прототипы. Под управлением блока электронного управления теперь работает и наблюдается не только система работы двигателя, но так же автоматическая трансмиссия, антиблокировачная система торможения – ABS, подушки безопасности – AirBag, электроника в салоне автомобиля, климат контроль, бортовые компьютеры и многое другое. В электронный блок управления автомобиля введена адаптивная функция, еще ее называют прошивка блока управления, которая может подстраивать базу данных и программу управления в соответствии с текущим состоянием двигателем и показаниями датчиков.

Основная идея работы блока управления автомобиля.

Система самодиагностики проверяет соответствие уровня сигналов ЭБУ их электронным аналогам, заложенным в память. Если уровень сигнала выходит за допустимые пределы, электронный блок управления трактует это как неисправность, и заносит в память специальное сообщение. Эта сообщение о неисправности может быть вызвана из памяти в виде “кода ошибки”. После извлечения эти коды дают важную информацию для диагностики автомобиля.

Стандартизация бортовой диагностики.

Начиная с 1988 года установлены три основных критерия, которым должна удовлетворять система самодиагностики. Первое – автомобиль должен быть оснащен системой самодиагностики. Второе – о возникновении любых неисправностей, которые могут вызвать ухудшение состава выхлопа, водитель должен быть извещен сигнальной лампочкой на приборной панели. Третье – информация о неисправностях должна быть зафиксирована и сохранена в памяти ЭБУ с возможностью ее извлечения и расшифровки с помощью считывателя кодов или диагностического оборудования.

В 1991 году Международная Организация Стандартизации (ISO) обновила стандарт 9141 на 9141-2, в котором сделана попытка упорядочить:

  • Конструкцию диагностического разъема;
  • Диагностическое оборудование и область его применения;
  • Содержание протоколов;
  • Область обмена данными;

Эти правила были разработаны применительно к Америке. Тем не менее с ними согласились и приняли правительства Европейских стран и многих стран всех пяти континентов.

Еще более жесткие требования были положены в основу нового соглашения OBD 2, которое было введено начиная с моделей выпуска автомобилей 1994 года. С 1996 года эти требования были отнесены и к дизелям. OBD вводит следующие дополнительные требования:

  • Предупреждающая лампочка Check Engine на приборной панели снабжена мигающей функцией.
  • Контроль функций и элементов системы не только на предмет их неисправности, но и в связи с влиянием на состав выхлопа.
  • В дополнении к хранению неисправностей в виде цифрового кода, сохранение условий работы в виде так называемой “Freeze Frame”.
  • Извлечение содержащихся в памяти неисправностей с помощью диагностического оборудования, взамен мигающей лампочки.

Примечание. Системы разработанные в соответствии с требованиями OBD2, оснащены 16 пиновым разъемом.

Функции мониторинга работы автомобиля так же были расширены и изменены. OBD2 требует контроля следующих дополнительных элементов и областей:

  • Процесса сгорания.
  • Каталитического преобразователя.
  • Датчика кислорода.
  • Вторичной воздушной системы.
  • Системы улавливания паров топлива.
  • Система рециркуляции паров газов.

Мониторинг дизельных двигателей также должен обеспечивать систему диагностики необходимой информацией, но, понятно, перечень контролируемых элементов в них может быть иным(например, запальные свечи).

Что такое самодиагностика автомобиля. Функции системы самодиагностики.

Самодиагностика автомобиля – это система, которая постоянно держит под наблюдением сигналы различных датчиков и исполнительных механизмов системы управления двигателем. Эти сигналы сравниваются с их контрольными значениями, которые хранятся в памяти бортового компьютера – прошивке электронного блока управления. Набор таких контрольных значений может быть разным в разных автомобилях и моделях. Он может включать верхние и нижние допустимые границы контролируемых параметров, допустимое число ошибочных сигналов в единицу времени, неправдоподобные сигналы, и др. При выходе сигнала за пределы контрольных значений (например, сопротивление цепи стало равным нулю – короткое замыкание, или сломался датчик массового расхода воздуха – высокий уровень сигнал) электронный блок управления квалифицирует это состояние как неисправность, формирует и помещает в память соответствующий код.

Ранние конструкции систем диагностики автомобиля могли хранить лишь небольшое число неисправностей. В системе управления двигателя с обратной связью, которая поддерживает состав рабочей смеси близким к идеальному, неисправность например датчика температуры охлаждающей жидкости может вызвать выход обратной смеси за допустимые пределы.

Код неисправности, полученный опытным авто диагностом, быстро найти и устранить отказ. Вместе с тем отсутствие кодов еще не означает отсутствие неисправностей.

Компьютерная диагностика автомобиля.

Диагностика автомобиля проводится для поиска неисправностей в работе двигателя, подвески, систем AirBAG, SRS, ABS.

Компьютерную диагностику в первую очередь стоит делать, когда на панели машины загорается лампочка Check Engine. Лампочка Check Engine сигнализирует водителю, что произошел сбой в работе двигателя, или что-то случилось с датчиком, электросхемой, исполняющим устройством автомобиля. Лампочка Check Engine устанавливается только на инжекторных автомобилях. В автомобилях с карбюраторами ее нет. Лампочка Check Engine – переводится как проверь двигатель.

Компьютерная диагностика автомобиля поможет найти причину плохого запуска двигателя. Если двигатель троит или двоит — следует делать диагностику.

Наша группа в контакте
Наши партнеты
Яндекс.Метрика